Категории раздела
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Программа ИРРИндивидуальная программа развития ребёнка
Школа начинается с перехода от дошкольного образа жизни к школьному. Это не одномоментное действие, а период знакомства, когда постепенно ребёнок показывает свои умения, учитель открывает каждую из сторон школьной жизни, когда дети договариваются о способах взаимоотношения на уроке и во внеурочное время. Развитие самостоятельности, умения работать в команде, переориентация с воспитания исполнительских качеств на воспитание лидерских, учёт индивидуальных интересов – это не внеурочная воспитательная работа в традиционном её понимании. Здесь мы говорим про образование. Эти дополнения к учебному процессу, который продолжает разворачиваться в соответствии с государственными программами, делают его процессом индивидуализации. А все специально организованные педагогом сферы деятельности, где учащийся проявляет личный интерес и приобретает и обогащает индивидуальный опыт – это условия становления его индивидуальной программы развития. Мы понимаем индивидуальную программу развития ребёнка в начальной школе как программу реализации личного интереса или поиска средств, позволяющих его проявить. Такое деятельное проявление активности связываем с инициативой. Индивидуальная программа развития ребёнка представляет собой такую организацию жизни в школе, при которой он попадает в сферы деятельности, где может быть инициативен, где начнёт действовать по собственному желанию. В начальной школе мы выделяем следующие сферы: • пространство школы • пространство класса • интеллект • групповая работа • дополнительное образование • пространство семьи • индивидуальное творчество Почему же это индивидуальная программа развития. Старшеклассники уже достаточно понимают, кто они и чего хотят в жизни, чтобы составить образовательную программу развития под своё профессиональное определение. Однако умение составить собственную программу развития у юношей и девушек не рождается вдруг, а выращивается с детства. Младшие школьники могут развивать такие умения, которые станут предпосылкой умений, необходимых для их образовательного выбора в следующих ступенях школы. На наш взгляд, старшеклассники смогут эффективно строить собственную индивидуальную программу, если на выходе из начальной школы будут иметь не только багаж предметных знаний, но и такие универсальные умения: • проявлять собственный интерес и иметь опыт его реализации; • проявлять инициативность, самостоятельность; •отстаивать свою точку зрения; • работать в группе; • подготовить сообщение по интересу; • иметь опыт презентации (портфолио, НПК,…); • иметь опыт выбора (задания, вида работы, материала, темпа и т.д.) под свои интересы и способности. Для этого сферы деятельности внутри устроены так, что ребёнок может двигаться индивидуально, внутри идёт работа по встрече ребёнка с собственным «Я», по развитию его индивидуальности. Сами сферы деятельности предусматривают разные уровни освоения, разные степени включенности. Так, в групповой работе можно выбирать, с кем работать, над каким заданием, с каким материалом. А если это приводит к столкновению интересов: между детьми или между учителем и ребёнком, то через механизм договаривания и установления очерёдности можно достигать удовлетворения индивидуальных запросов. Задача учителя – быть внимательным к осуществлению всех договоров, вести записи и привлекать самих учеников к контролю над реализацией договора. В технологии принципиально: возможна и нулевая степень включенности. Когда школьник не хочет участвовать в какой бы, то ни было сфере вообще или на определённом её этапе – он свободен это делать. Это его выбор. Специальные техники работы учителя возвращают ребёнка, но это не словесное повеление, а приглашение и заманивание интересной учебной работой. Можно предположить, что в такой свободе выбора ребёнок начнёт уходить от учебной деятельности или выбирать минимум работы, самые простые задания. Это случается. Но такие случаи единичны, и со временем проблема решается. За счёт чего тогда может удерживаться интерес? За счёт характера сферы деятельности. Она может стать средством построения индивидуальной программы развития только после проверки в работе с детьми. Задача учителя создавать новые условия для этого ребёнка, искать, через что тот может быть инициативен и станет действовать. И это уже инициативность взрослого. Каждый педагог владеет собственными техниками, имеет доступ к общему банку техник индивидуализации в школе и возможность проектировать новые способы развития ученической инициативы Деятельностные сферы не обязательно следуют одна за другой. Какие-то запускаются с первых дней, другие – позже. В какие-то моменты времени активность каждой из сфер может уменьшаться или она временно приостанавливается. Например: пространство класса работает постоянно тем или иным образом, а групповая работа проводится в течение года периодически. Итак, перечисленные выше сферы создают условия индивидуализации. А основным условием индивидуализации мы принимаем условие выбора. Предоставляя ребёнку возможность выбора, мы создаём условия для проявления его инициативы, а затем обеспечением условия для её реализации. Выбор – в значении пробования действий. В которых ребёнок может проверить собственные силы. Это значит, что в любом организуемом месте выбирает – действовать или нет, пробовать или нет, претендовать или нет, выбирает темп работы, свой ритм, виды деятельности и типы работ, формы участия, материал и т.д. Мы принимаем ситуацию выбора как ту, в которой проявляется «самость» человека вообще, так и ту, в которой она может быть явлена ему самому. Выбор как движение вперёд, а не как отказ от участия может обеспечиваться специальным сопровождением учащегося. Однако каким бы умелым ни был человек, всегда найдётся человек, которого трудно заинтересовать, привлечь к работе (в нашем случае – к учёбе в широком смысле). Преодолению этой проблемы способствует избыток предоставляемых учащемуся материалов, форм соорганизации, видов заданий и т.д.
Сферы деятельности, создающие условия индивидуализации ребенка:
Школа
Сотрудничество осуществляется не только между родителями и детьми, но и с участием педагогов. Оно реализуется в различных формах совместной деятельности. Эти формы охватывают большинство членов коллектива.
- Творческие отчеты по предметам, раскрывающие достижения учащихся.. - Открытые уроки в нетрадиционной форме, которые показывают мастерство учителей, раскрывают способности детей, завершающиеся обсуждением и анализом учебной деятельности учащихся. - Познавательные конкурсы между родителями и детьми (семейными командами). - Праздники знаний и творчества, предлагающие участие семейных команд или смешанных групп. - Участие родителей в организации и работе факультативов, кружков. - Школьные родительские собрания по итогам учебной работы, анализу деятельности учащихся, деловые игры, участие и членство в управляющем совете, благотворительном фонде, родительском совете школы.
Класс
Одна из важнейших задач учителя, классного руководителя – способствовать единению, сплочению комфортных, благоприятных условий для развития ребенка. Решению этой задачи способствуют следующие действия учителя: 1. Изучение взаимоотношений в семье (сочинения, анкеты, рисунки, воспитывающие ситуации). 2. Создание ситуаций для воспитания уважения детей к их родителям -поздравления с праздником -создание ситуаций для воспитания повышения внимания к родителям (написание сочинений, стенгазет, стихов) 3. Творческие встречи с родителями, рассказывающие о своей профессии, экскурсии на производство, организация семейных выставок, конкурсов, праздников, дней семьи -представление результатов совместного творчества родителей и детей -проведение совместных дел (турпоходы, трудовые дела, оформление кабинета, генеральные уборки, экскурсии и др.) -выполнение творческих семейных заданий при подготовке мероприятий.
Ключевые ценности воспитания основываются на следующих аспектах:
1. Активное изучение не только детского коллектива, но и каждого ребенка индивидуально, взаимодействуя с ним в ходе учебно-воспитательного процесса, анализе результатов воспитания. 2. Материалы психологического исследования класса и индивидуального развития ребенка, рекомендации родителям ребенка. 3. Возрастные и индивидуальные особенности учеников, уровень их общих и специальных возможностей на стадии перехода к средней школе. 4.Специфика воспитательного процесса в рамках экспериментальной деятельности школы – направленности на создание условий для саморазвития, самореализации школьников, ориентированных на толерантное развитие.
Интеллект
Основная цель сферы – развитие интеллектуальных способностей, включая индивидуальный подход к учащимся. Высоко развитый интеллект современного человека предполагает решать нестандартные задачи, а также возможность осуществления в начальных классах творческого подхода. Поэтому происходит сосредоточение на создании следующих условий: -дать опыт работы над нестандартными задачами; -развивать интерес к учебному предмету через занимательный материал, опыты, эксперименты и др.; -развивать интуицию через закономерности; -развивать познавательную способность. Для занятий предлагается 5-предметные области: русский язык, математика, литература, окружающий мир и информатика. Распределяются временные периоды на подготовку к олимпиадам, конкурсам и участию в них. Используются групповые и индивидуальные формы.
Групповая работа
Создает условия для проживания различных позиций в группе: организатора, производителя версий, контролера, докладчика и др. В таких условиях становится возможным перенесение ребенком указанных учительских функций на себя. Но что особенно важно, только погружение в содержательную работу с равноправными партнерами создает условия для формирования умения грамотно спорить. Ведь человек – создатель в процессе созидания выстраивает внутренний разговор, оттачивает, совершенствует свою идею, и либо доводит ее до произведения, либо отбрасывает как ложную. Для содержательной работы принципиально, чтобы учащиеся работали в группе над специальными заданиями, построенными таким образом, чтобы создавались условия для рефлексивных действий. Не мало важным является и то, что групповая работа способствует развитию коммуникативных качеств, создает ситуацию поддержки, разрушает монотонность классно-урочной системы и, значит, способствует активности ребенка.
Дополнительное образование
Расширяет возможности внеурочной жизни по учебным предметам, включающие интересы детей. Внеурочная работа необязательно связана с планированием уроков. Это могут быть занятия в кружках, секциях, клубах и т.д. Дополнительное образование может быть связано и с хобби-интересами: музыкой, танцами, шашками, теннисом и т.п. Это процесс достаточно индивидуален в смысле «быть не как все, иным, уникальным».
Семья
Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Семья – колыбель духовного рождения человека, важный и незаменимый этап в развитии каждой личности. Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Вторая причина – ее разносторонность, формирование мировоззрения, нормы поведения, определенное отношение к людям, окружающей среде.
Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. Семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей.
Условия правильного воспитания – рационально организованный быт, режим в семье. Нельзя пропустить и то, что воспитание – диалог становится одним из важнейших условий воспитания ребенка в семье. Выделяются три основных стиля взаимоотношений родителей и детей в семье:
Попустительский (вседозволенность) Авторитарный (диктат) Демократический (сотрудничество)
Индивидуальное творчество
Это созидание нового и прекрасного. Оно противостоит разрушению, шаблону, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, дает человеку потребность вечного поиска, а ученику - стимул к открытию новых способностей. Данное индивидуальное творчество и должно стать продуктом этой программы, в которой описаны попытки привития ребенку любви к ценностям культурных достижений, понимать и чувствовать себя участником нового и неизведанного в окружающем нас мире, умению осмысливать свою роль в нем, а также гармонично вливаться в процесс изучения и познания.
Траектория индивидуального развития ребенка
|
Архив записей
Друзья сайта
|